- Борис и Глеб
-
БОРИ́С И ГЛЕБ — рус. князья, мл. сыновья кн. Владимира I Святославича, первые святые Рус. правосл. церкви (1071). Убиты по приказу старшего брата Святополка I Окаянного (в рус. фольклоре Опорхол, Святой пок.), к-рый после смерти отца стремился утвердиться на киевском великокняжеском престоле и потому опасался соперничества братьев. Борис (в крещении Роман) (?—1015), кн. Ростовский, получил кн-во по разделу рус. земель ок. 994—96, погиб на реке Альте. Глеб (в крещении Давыд) (?—1015), кн. муромский, убит на р. Смядыни, близ Смоленска. После поражения Святополка кн. Ярослав Владимирович велел перенести останки Б. и Г. в Вышгород под Киевом. 1—2 мая 1115 освящен первый кам. храм-усыпальница Б. и Г. В 1240 во время нашествия татар вышгородский храм разграблен, вероятно, тогда же мощи первых рус. святых были утрачены. Распространение культа Б. и Г. отражено в др.-рус. лит-ре (запись "О убиении Борисове" в "Повести временных лет" под 1015, "Сказание и страсть и похвала святому мученику Борису и Глебу" и др.). Вслед за храмом в Вышгороде Борисоглебские церкви строятся в Чернигове, Смоленске, Рязани, Новгороде, Гродно и др. городах. В духовных стихах 18—19 вв. конфликт между братьями Б. и Г. и Святополком интерпретируется не как полит., а как семейно-бытовой, б. значимым становится мотив идеализации мл. братьев, традиц. для рус. фольклора. В иконографии изображения святых в рост были б. популярны, чем конные, появившиеся под влиянием виз ант. традиции. Среди древнерус. икон Б. и Г. — житийная икона нач. 14 в. из Коломны, икона 14 в. От 12—14 вв. сохр. значит. число резных кам. иконок Б. и Г.
Память Б. и Г.: 2/15 мая, 24 июля / 6 авг.
Борис и Глеб. Икона 14 в.

Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.